Семейные истории о войне
интернет-дневник

Основное меню (мобильная версия)

Попов Альберт Афанасьевич родился в 1935 году, в деревне Староселье Ушачского района, Витебской области. Образование высшее: окончил Даугавпилсское авиационное радиотехническое училище и Рижское высшее командно-инженерное училище. Служил в ракетных войсках в Белоруссии.

"Мой отец, старший лейтенант Попов Афанасий Степанович, был начальником штаба 4-ой пограничной комендатуры Мариупольского пограничного отряда НКВД, дислоцировавшегося в Литве. Там, на самой границе, война и застала нашу семью. 22 июня 1941 года, ровно в четыре часа утра, загромыхали стрельба и взрывы. Отец бегом поспешил на заставу. Мама моя, Александра Александровна, сразу стала нас, троих сыновей, успокаивать, что это идут учения на заставе. В то время учения были обычным делом.

Довольно скоро возле дома остановился автобус, пришедший с заставы, в нем уже сидели семьи других пограничников. Мы быстро загрузились, успев взять с собой чемодан с вещами (спустя годы мама шутила, что у нее было четыре чемодана – три живых и один с одеждой). Помню, как отец успел вскочить на подножку автобуса и попрощаться с нами. Больше мы его никогда не видели.

Отец, конечно, знал о времени начала войны, так как в расположении пограничной комендатуры был задержан перебежчик с польской стороны. Я даже знал, что перебежчик содержался на гауптвахте погранкомендатуры. И до того еще подготовка фашистов к войне не была большим секретом, поэтому всегда держался наготове автобус и грузовая машина, чтобы успеть вывезти с границы семьи военнослужащих.

Книга «Белорусские вёрсты Победы. Лиозненская строка» - пятая книга, подготовленная силами юных читателей и библиотекарей отдела по работе с детьми Лиозненской центральной районной библиотеки Витебской области Республики Беларусь. Она составлена по материалам исторического поиска.

В ней представлены рассказы, зарисовки и сочинения об операции «Багратион» по освобождению Беларуси от фашистов; о воинском кладбище офицеров близ агрогородка Стасево; о боях за Глушковскую переправу; о защите моста, носящего имя Героя Советского Союза Ф.Т. Блохина; о подвиге 38 миномётчиков на Тихмяновской высоте; о французских лётчиках, погибших за освобождение Витебщины.

Вера Иосифовна Панченко, писательница, поэтесса, переводчица, журналистка, член Союза писателей Латвии, член Союза российских писателей (гг. Рига, Псков), участвует в проекте авторскими стихотворениями о военном детстве, Дне Победы, о женщинах на войне и о сносе памятников воинам-освободителям в современной Латвии. 

 

 

1.

Мне помнится, мама, твоё лицо

С тех пор, как я помню себя.

Не глаза – мы днём с тобою не виделись,

А щёки – я к тебе прижималась ночью,

И всегда удивлялась,

Что они мягкие и нежные,

Как белый хлеб,

Который дарили нам с эшелонов солдаты.

 

Мне помнится, мама, твоё лицо,

Когда я была весенним ручьем,

Не ведающим дороги…

Не глаза – я в них забывала смотреть,

А щёки – ночью ты прижималась ко мне,

И я с беспокойством думала:

Всегда ли они будут гладкими?

Ведь щеки – это дороги слёз.

 

И снова смотрю в родное лицо,

Щедра на морщины судьба твоя, мама.

И вдруг с удивлением замечаю,

Что щёки твои ласковы…

Они ласковы, как кожа берёз,

Уцелевших на поле боя.

Библиотекарь Стругокрасненской центральной районной библиотеки Псковской области Иванова Вера Николаевна вспоминает об отце, Григорьеве Николае Григорьевиче.

Весна 1945 года. Мужчины с войны возвращались домой. Поезд выстукивал секунды, всё ближе и ближе приближаясь к станции Струги Красные. В тамбуре стоял молодой мужчина, весь седой. Седой локон надо лбом облагораживал его лицо - добродушное и задумчивое. Возвращался с войны домой в солдатской форме с медалями на груди Григорьев Николай Григорьевич. Он так волновался, что, казалось, сердце выпрыгнет из груди и помчится вперед его самого. Уже мелькали родные ели, сосны, берёзки, под ветром приветливо махая ему своими ветвями. Проносились в памяти события военных лет. Вспомнилось, как он однажды тащил на передовую бачок с кашей, чтобы накормить своих однополчан. Вроде бой приутих и он, засунув бачок с кашей в вещмешок, пополз по-пластунски по перелеску. Притихли автоматные и пулемётные очереди. Подползая к своим, Николай вдруг услышал где-то рядом автоматную очередь. Пули прошили вещмешок и бачок. Седой затаился, не двигался несколько секунд. Ещё один миг и он оказался у своих в траншее.

Ванаг Юлий Петрович (латыш. Jūlijs Vanags; 25 июня (8 июля) 1903, Меднинская волость — 12 октября 1986, Рига) — латышский советский писатель, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1953). Заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1979). Член КПСС с 1963 года.

Учился в с.-х. техникуме в г. Вятке. Печататься начал в 1927 г. В ранних рассказах, стихах, пьесах выражено критическое отношение к капиталистическому миру. В 1933 году Рижский рабочий театр поставил его пьесу «Порыв ветра», а в 1934 году — написанную совместно с А. Чаком пьесу «Полуночный корабль». В 1941 написал (совместно с Ф. Рокпелнисом) пьесу «Они проложили путь» о борьбе латышского народа за Советскую власть и либретто оперы «Рута» (поставлена в 1943 году).

Участник Великой Отечественной войны (Ванаг находился в рядах латышской стрелковой дивизии). В 1946 г. опубликовал сборник стихов «В воротах солнца». В сборнике «Глубокая пахота» (1950) отражён путь латышского крестьянства к коллективному хозяйству. Ванагу принадлежат сборники стихов «Серебряные рельсы» (1951), «Горькие цветы» (1960). В пьесе «Встреча на берегу» (1948) показал восстановление промышленности и рост социалистических познаний людей Советской Латвии. Пьесы Ванага ставились в рижском Художественном театре, в других театрах республики.

Надежда Болдышева, ученица 5 «а» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.В.Смирнова» города Невеля Псковской области (учитель: Жданова Любовь Николаевна), подготовила исследовательскую работу на тему «Мой ровесник, войны человек», в котором размышляет о Великой Отечественной войне на примере судеб юных невельчан (из рассказов одноклассников, семейных и музейных документов) и биографии прадедушки Хлудока Владимира Михайловича, показывая тем самым, как в судьбах людей отражается история страны.

Исследование Егора Осипова, ученика 2 «А» класса Струго-Красненской средней школы (руководители проекта: Прокофьева Елена Викторовна, Осипова Любовь Игоревна). Исследование проводилось в рамках подготовки к XI научно-практической конференции учащихся «О школе, о времени и о себе…», посвящённой Году Памяти в России.

 

Сочинение ученицы 6 "б" класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 50" г. Дно Псковской области Конхузен Вероники (13 лет).

Никто не забыт и ничто не забыто!

О. Ф. Берггольц

На долю наших прабабушек и прадедушек выпало ужасное испытание - Великая Отечественная война, унёсшая жизни нескольких миллионов человек. А ведь многие из них были наши ровесники, многие только окончили школу и собирались устраивать свою дальнейшую жизнь! Но их мечтам не удалось сбыться. Война разрушила все их планы, и им пришлось отдавать свои жизни и совершать ежедневные подвиги ради того, чтобы мы смогли жить в мире и счастье. Что же мы должны сделать для того, чтобы их подвиги не забылись? Как мы можем их отблагодарить за наше счастливое детство? Как сделать так, чтобы никогда не повторились эти ужасные события? Именно на эти вопросы я и постараюсь найти ответы в своём сочинении.