Семейные истории о войне
интернет-дневник

Основное меню (мобильная версия)

ПисьмаВ Псковской области реализуется online-проект международного Интернет-дневника читателей библиотек «Семейные истории о войне».

Инициатором проекта выступает Международный библиотечный центр Государственного бюджетного учреждения культуры "Псковская областная универсальная научная библиотека".

Заполнение страниц Интернет-дневника «Семейные истории о войне» было начато в 2015 году, в год 70-летия Победы. Проект поддержали читатели библиотек и жители Псковской области, Гомельской области Республики Беларусь, гг. Силламяэ (Эстония) и Резекне (Латвия).

В 2020 году в проект включились библиотеки, читатели и жители города Витебска, городов и поселков Витебской области Республики Беларусь. Информационно проект поддерживает Национальная библиотека Кыргызской Республики. 

Меньше всего авторам проекта хотелось бы видеть его материалы в числе «отчетно-статистических», в ряду «многих» мероприятий к очередному юбилею Победы в Великой Отечественной войне. А потому несколько слов об идее проекта, и как она зарождалась.

Поэт Евгений Агранович очень точно сформулировал мысль о том, что у каждой семьи своя статистика войны: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». По опросу 2014 года (1600 человек) Левада-центром родственники-участники Великой Отечественной войны были примерно у 80 % опрошенных. Есть не вернувшиеся с войны (старшие) родственники примерно у 50 %  респондентов. Республика Беларусь – наш ближайший сосед – потеряла каждого 3–го своего жителя.

При этом, когда речь идет о Великой Отечественной войне, так называемый «фасад войны», ее безусловно героическая составляющая выходит на первое место, и как-то в тени остается очень значительная часть военной истории, которую можно условно назвать «войной изнутри», изнанкой войны. Врачи и медсестры на войне, тыл и оборонка, жизнь в эвакуации, жизнь на оккупированных территориях, судьбы узников концлагерей… И так далее, и так далее.

Именно с этой точки зрения авторы проекта предлагают читателям своих библиотек заглянуть вглубь своих семейных архивов и попробовать поучаствовать в воссоздании некой коллективной правде о войне.

На фоне каждой «собственной семейной истории» реальная цена Победы покажется еще более непомерной. Но нас всех роднит чувство причастности и семейного вклада все-таки в Победу, - и тут есть о чем вспоминать и думать.

Каждый аудио, видео-документ, воспоминание, комментарий к фотографии - это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны. Данный проект - еще одна возможность найти и рассказать о реликвиях, хранящихся в доме. У нас есть возможность оживить страницы истории рассказами о дорогих членам семьи предметах, связанных с войной, вернуть из небытия дорогих нам людей.

Поскольку жанр дневника предполагает свободу изъяснения на разные темы, не делается ограничений для форм участия в нем. Это могут быть комментарии к фотографиям, фрагменты писем (в том числе, сами оцифрованные письма с фронтов Второй мировой войны), фрагменты воспоминаний членов семей, в которых были фронтовики, узники концлагерей, «тыловики» (люди, работавшие на «войну») или просто мирные жители, оказавшиеся на оккупированных территориях. Воспоминания узников концлагерей, врачей, сестер милосердия – все это представляет важность и необходимо к актуализации в текущем году. Псковская областная универсальная научная библиотека гарантирует соблюдение авторских прав на предоставляемую информацию.

письмаСтруктурно дневник имеет несколько разделов:

  • Записная книжка (лента сообщений, в которую можно написать моментальные мысли  на тему  Второй мировой войны)
  • Свидетельства (письменные воспоминания современников событий Второй мировой войны)
  • Голоса войны (аудио, видео-записи воспоминаний самих участников Второй мировой войны, членов их семей, представителей мемориальных организаций – архивов и пр.)
  • Лица войны (фотографии, презентации с комментариями – здесь могут быть фотографии беженцев, узников, тружеников тыла и прочие, не обязательно «героически-фронтовые», с мест боевых действий)
  • Строки войны (письма, фрагменты из фронтовых дневников, возможно, кто-то из членов семьи был фронтовым врачом, медсестрой - это очень важные свидетельства)
  • Документы (в том числе, удостоверения, справки, медицинские заключения и пр.)
  • Публикации (сочинения школьников, студентов, статьи, фрагменты из книг на тему Второй мировой войны). По возможности, чтобы это были не плановые, написанные «по разнорядке» и уже вошедшие в другие сборники, материалы
  • Мы помним (материалы о захоронениях жертв войны, памятниках и прочих формах сохранения памяти о Второй мировой войне).

лентаМногие  материалы уже нашли свое место на страницах Интернет-дневника.

Через семейные истории о войне мы зажигаем свечи нашей памяти. Чтобы через много лет дети наших детей могли уверенно, осознанно говорить: «Мы знаем. Мы помним. Мы храним»!