Семейные истории о войне
интернет-дневник

Основное меню (мобильная версия)

Письменные воспоминания современников событий Второй мировой войны в Интернет-дневнике будут размещаться в разделе «Свидетельства».

фото

Новополочанка Нионила Михайловна Молостовцева выросла в русском селе Котово, расположенном на границе Курской и Белгородской областей.

Когда началась Великая Отечественная война, Ниониле, которую все звали просто Ниной, исполнилось 13 лет. В ту пору самостоятельная девочка помогала родителям по хозяйству, присматривала за младшим братиком Шуриком. «Из подростковых впечатлений, пожалуй, самое запоминающееся и одновременно пугающее - виселица, построенная фашистами в центре села. А еще навсегда запечатлелся в памяти момент, когда я чуть не попрощалась с жизнью...

В тот день мы остались дома с бабушкой и полуторагодовалым Шуриком, а мама пошла на мельницу, чтобы смолоть немного муки. И вот на село, в поисках партизан, налетели немцы - искали их в хатах и в сараях. Тогда я взяла на ручки ма¬ленького братика, и бабушка спрятала нас - закрыла в подполе. Но фашисты услышали шум, открыли погреб и за волосы выдернули меня наверх. Спасло меня то, что, увидев плачущего Шурика, они закричали «Киндер, киндер!» и не стали нас убивать... - вспоминает Нионила Молостовцева. - Около двух лет прожили мы под оккупацией - людей вешали, расстреливали, унижали, угоняли на каторжные работы в Германию. В Курской области военные действия шли активно, многие районы не раз переходили из рук в руки, но наиболее сильные бои происходили при освобождении от врага. А в феврале 1943 года женщин и нас, подростков, мобилизовали рыть окопы. Затем, летом этого же года, я принимала участие в строительстве «Дороги Мужества», которая во многом решила исход боев на Курской дуге».

В ходе подготовки к Курской битве Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол-Ржава» по облегченным техническим условиям. Железная дорога на протяжении 68 километров была новой, а другой участок пути составляла существующая ветка в районе Курской магнитной аномалии, нуждающаяся в реконструкции. В строительстве дороги под руководством генерал-майора П.А.Кабанова участвовали три железнодорожные бригады, спецформирования НКПС, 2 тысячи красноармейцев из запасных частей и около 20 тысяч человек местного населения - в основном женщины и подростки. Военный совет Воронежского фронта также выделил для обеспечения строительства два автомобильных батальона. Изыскания и проектирование железнодорожной ветки велись одновременно с ее сооружением.

«Люди с освобожденных территорий не могли нарадоваться приходу Красной Армии и с энтузиазмом включились в строительство железной дороги. Конечно, приходилось всем нелегко, но особенно женщинам, подросткам и детям, ведь режим стройки был военный - после часа работы пять минут на отдых и снова в строй. И так - с утра до вечера. Дисциплина была строгая, но все подчинялись ей добровольно: каждый понимал важность строительства железнодорожной ветки. Когда путь преграждал овраг, его тут же засыпали и продолжали основные работы,- вспоминает Нионила Молостовцева. - Лето в 43-м году выдалось жаркое, а мы ведрами, на носилках таскали песок, гравий и засыпали его между шпал. Хлеба давали по 500 граммов в день, а ночевали мы в деревенских сараях. Причем строителей «Дороги Мужества» периодически «поливали» свинцом из вражеских самолетов. Нас охраняли советские истребители, зенитки сбивали фашистские самолеты, но иногда они все же прорывали оборону. По плану дорога должна была заработать месяца через два, однако мы построили ее досрочно почти за месяц».

Итак, 17 июля 1943 года Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию, выход на рокадную дорогу Курск-Белгород и на изолированный железнодорожный участок Ржава-Обоянь. «Дорога Мужества» ускорила доставку грузов, техники, продовольствия и войск к линии фронта на 24-48 часов, так как сократилась дальность доставки грузов автотранспортом на 120-150 километров. Дорога также была использована для организации кольцевого одностороннего движения поездов по маршруту Касторная - Курск - Сараевка - Старый Оскол, что значительно увеличило провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и способствовало ее победоносному завершению.

«За участие в строительстве «Дороги Мужества» я была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» После того, как отгремели грозные 40-е, окончила сельскохозяйственный техникум, работала в колхозе, вышла замуж. Мой супруг был родом из Белоруссии, с ним мы счастливо прожили 57 лет, воспитали двоих дочерей. Жили мы в ту пору в Тульской области, муж более 20 лет трудился в шахте Подмосковного угольного бассейна. Затем, выйдя на заслуженный отдых, обосновались в Москве, откуда потом и приехали в Новополоцк - супруга тянуло в родные места. Сегодня я счастлива, что живу в прекрасной, тихой, синеокой Беларуси, рядом с замечательными, светлыми и добрыми людьми. Я спокойна за своих детей, внуков, правнуков и благодарна судьбе, что им не пришлось пережить тех ужасов войны, которые выпали на долю нашего поколения», - рассказывает Н. Молостовцева.

Глядя на Нионилу Михайловну, на сияние ее молодых глаз, еще раз убеждаешься в том, что душа человека не имеет возраста. А возраст, в ее случае, не становится преградой для активной жизни. Сохранять бодрость духа нашей героине помогают занятия в клубе пожилых людей «Еще не вечер», работающем в территориальном центре социального обслуживания населения. Музыка и песня также дарят позитив и заряжают хорошим настроением - не один год Нионила Молостовцева пела в хоре ветеранов войны и труда городского Дворца культуры.